21.11.2023

Проектировать перспективные критерии оценки качества российского образования вместе договорились участники и эксперты IPR EDU 2023

Территорией проектирования будущего российского образования стал практико-ориентированный образовательный интенсив IPR EDU 2023, организованный российской ИТ-компанией IPR MEDIA. Представители государственной власти, руководители университетов и их подразделений, edtech и индустриальных компаний в живых дискуссиях и на практических занятиях обсудили самые важные темы, внесли предложения и договорились о создании новых проектов по улучшению качества образования и сокращению разрыва между образованием и рынком труда в России.

Ключевыми экспертами интенсива выступили представители ФГБУ «Росаккредагентство», Рособрнадзора, Министерства науки и высшего образования РФ, Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации, СПФКР, РСПП, АНО «НАРК», edtech-компаний и индустриальных партнеров.

Красной нитью в обсуждениях на площадках интенсива прошла тема аккредитационных показателей в управлении качеством высшего образования. В первый день работы IPR EDU 2023 эксперты говорили о сути и целях аккредитационного мониторинга, в котором принимают участие около 45 тысяч образовательных организаций разных уровней, о последних нововведениях в процедуре его прохождения и показателях, которые необходимо достичь вузам. Одним из ключевых показателей аккредитационного мониторинга является «Наличие ЭИОС», в формировании которого компания IPR MEDIA принимает активное участие.

Советник руководителя Рособрнадзора, руководитель Ситуационного центра Рособрнадзора по проведению аккредитационного мониторинга, директор по развитию группы компаний «Просвещение» Наталья Алтыникова рассказала о вкладе IPR MEDIA в разработку модели электронной информационно-образовательной среды:

«Компания IPR MEDIA это наш партнер. Партнер Рособрнадзора по разработке модели электронной информационно-образовательной среды — очень важной составляющей образовательного процесса, которая свидетельствует о его современности и технологичности, делает образовательный процесс более интересным для обучающихся, более удобным и комфортным. Сейчас очень важно понять: несмотря на то, что показатель есть, и мы его расшили на определенные критерии, но это лишь верхнеуровневые компоненты. Дальше нужно более детально определить, что такое ЭИОС, из каких компонентов она должна состоять, что нужно сделать университету для того, чтобы эта среда была и функционировала на современном уровне. И вот здесь компания IPR MEDIA нам как раз помогает выстроить эту модель. И на наших программах, и на программах Росаккредагентства шаг за шагом мы показываем результаты, которых мы достигаем, совместно с IPR MEDIA  выстраивая модель. Например, сейчас работаем над локальным актом — положением для вузов об электронной информационно-образовательной среде, где будут все определения и понятия, где будет сама модель: из каких компонентов состоит, кто будет в вузе за что отвечать. Мы совместно сформировали чек-лист ЭИОС, который включает в себя позиции, которые на сегодняшний день должны уже быть в университетах, и тогда можно говорить о наличии электронной информационно-образовательной среды. И это не только те 8 критериев, которые зашиты в показателе. Это гораздо глубже, гораздо подробнее, что позволит системно выстроить эту работу в вузе. Я благодарна IPR MEDIA за поддержку и работу, которую мы вместе ведем в этом очень важном направлении».

На IPR EDU 2023 участники получили уникальную возможность пройти программы повышения квалификации от ФГБУ «Росаккредагентство», Государственного университета управления, Санкт-Петербургского государственного университета, напрямую задать вопросы представителям государственной власти, от которых зависит то, каким станет российское образование, внести свои предложения и получить ответы.

Необходимость площадок для обучения и неформального общения образовательных организаций и государственной власти отметил Руководитель  ФГБУ «Росаккредагентство» Алексей Емельянов:

«Сейчас именно то время, когда организациям необходим контакт с государственными органами, подведомственными организациями в нашей части по решению текущих вопросов как по аккредитационному мониторингу, так и по госуслуге. Здесь мы видим, что и выступления воспринимают участники, и после подходят с вопросами, на которые получают ответы. Такие мероприятия позволяют и нам, и вузам, решать вопросы, которые для организаций являются сутевыми, упрощают процедуру как для организаций, которые подают заявления, так и для нас, потому что остается меньше вопросов в рамках процедуры». 

О том, что мнение академического сообщества важно для государственной власти не раз говорилось экспертами IPR EDU 2023. Во время пленарной сессии «От аккредитационного мониторинга образовательных программ к стратегическим изменениям в образовании» Сергей Рукавишников, заместитель руководителя Рособрнадзора, подчеркнул, что наступил этап, когда не чиновники формируют различные показатели и требования, а само академическое сообщество, а  Натик Кулиев, заместитель начальника Управления государственных услуг и цифровой трансформации, пригласил присутствующих на интенсиве ректоров и проректоров университетов на аккредитацию в качестве экспертов.

Говоря о IPR EDU 2023, Руководитель Ассоциации развития экспортного потенциала образования, генеральный директор Группы компаний IPR MEDIA Наталья Иванова подчеркнула, что работа, проведенная на интенсиве, повлияет на улучшение качества российского образования:

«Сейчас высшее образование России трансформируется, меняются сами принципы его организации. Не все вузы могут быстро адаптироваться к этим изменениям. Компания IPR MEDIA как ведущий отечественный разработчик программного обеспечения для образования помогает университетам и колледжам организовать полноценный образовательный процесс с использование современных технологий. Работая с половиной вузов нашей страны, знаем об их проблемах не понаслышке. Есть трудности в создании сетевых проектов, налаживании взаимодействия с рынком труда, коммерциализации онлайн-курсов, развитии электронной информационно-образовательной среды вуза и т.д. Мы разработали экосистему электронных ресурсов, способную помочь удовлетворить все эти запросы, включая выполнение аккредитационного показателя «Наличие ЭИОС».

Практико-ориентированный образовательный интенсив IPR EDU 2023 — еще одна грань нашей работы по поддержке процессов улучшения качества российского образования. На его площадках участники и эксперты действовали вместе,  принимали важные решения, которые в будущем найдут свое отражение в нормативно-правовых актах в сфере образования. Интенсив дал возможность всем стейкхолдерам образовательного процесса услышать друг друга и договориться о продолжении совместной работы, которая позволит обеспечить нашу страну необходимыми высококвалифицированными кадрами».

Сейчас на федеральном уровне обсуждается вопрос о снижении бюрократической нагрузки на образование. Какие меры предпринимают государственные органы в этом направлении обсудили на дискуссионной площадке «Аккредитационный мониторинг: от бюрократического управления к управлению бюрократией». Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Ольга Петрова в режиме онлайн рассказала участникам о проекте Министерства просвещения РФ, направленном на снижение бюрократической нагрузки на образовательные организации. 

Приняла участие в дискуссии и высказала свое мнение Ольга Пилипенко, член Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации: «Нужно не просто отсечь ненужное и оставить только самое важное. Должны измениться сами процедуры, сами механизмы. Вот это, на мой взгляд, важнее. Избавиться от ненужных процессов, в первую очередь, в любой образовательной организации, в том числе и в вертикали власти, тогда, может быть, мы и придем к сокращению нагрузки».

Представители ведущих университетов не остались в стороне и рассказали о своем видении проблемы. Проректор по образовательной деятельности Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вероника Шубаева представила результаты анализа бюрократической нагрузки, который показал, что за 3 месяца в СПбГЭУ пришло 854 внешних запроса. Спикер рассказала, что документационная нагрузка на вузы обусловлена: чрезмерными внешними запросами, нерациональными временными затратами административных и учебных подразделений, а также избыточными внутренними запросами, в том числе вызванными боязнью образовательной организации отходить от установленного шаблона. 

Несмотря на то, что значимая часть интенсива была теоретической направленности, практические мероприятия стали очень важной его составляющей. Именно на них участники проектировали модели, по которым будет развиваться российское образование. Во время проектной сессии  «Аккредитационный мониторинг в программе развития вуза» представители университетов, edtech и ИТ-компаний, трудившиеся одной командой над задачами показателя аккредитационного мониторинга «Наличие ЭИОС», приняли решение о формировании рабочей группы по созданию базовой модели электронной информационно-образовательной среды, в которую войдут: компания IPR MEDIA, VK и представители университетов-лидеров. 

Насыщенная деловая программа IPR EDU 2023 позволила обсудить самые актуальные темы. Развитие технологического предпринимательства стало одной из них. На экспертной сессии «Развитие экосистемы технологического предпринимательства: компетентностный подход» заместитель директора департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства образования и науки РФ Виктория Маковеева сказала о том, что сейчас большое внимание уделяется формированию компетенций и старту технологического предпринимательства, начиная с университетов.

В федеральном проекте  «Платформа университетского технологического предпринимательства» принимают активное участие уже более 300 университетов. Директор проектного офиса «Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» Дмитрий Алексеев рассказал о том, почему университеты были выбраны площадкой для реализации проекта и о его целях: достичь к 2030 году показателя 3 млн технологических предпринимателей в рамках Российской Федерации.

Во время экспертной сессии интенсива эксперты провели дискуссию о том, кто такой технологический предприниматель и какими компетенциями он должен обладать с точки зрения университетского сообщества, бизнеса и кураторов проекта. На второй день работы IPR EDU 2023 состоялась проектная сессия «Технологическое предпринимательство», во время которой участники разрабатывали  компетентностную модель технологического предпринимателя. Минобрнауки РФ, СПКФР и крупнейшая ИТ-компания и издательский центр IPR MEDIA совместными усилиями спроектировали компетентностную модель, которая в дальнейшем позволит разработать и утвердить профстандарт и даст возможность обучать специалистов по данному профилю.

О новой модели высшего образования, которая позволит получать не одну, а несколько компетенций, и изменит содержание организации высшего образования в России, говорили на экспертной сессии «Новая модель высшего образования и инструменты национальной системы квалификаций». Спикерами выступили представители АНО «НАРК», СПФКР, компании IPR MEDIA, ООО «Профобразование» и ведущих университетов страны. 

Подтверждением того, что изменения в этом направлении уже происходят, стала церемония вручения аттестата соответствия Центра оценки квалификации ООО «Профобразование», который наделен полномочиями по проведению независимой оценки квалификаций по 116 квалификациям Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка. В планах развития ЦОК «Профобразование» расширение полномочий на независимую оценку по другим квалификациям.

Церемонию провели заместитель Председателя, генеральный директор СПКФР, член Правления РСПП Диана Маштакеева,  заместитель генерального директора АНО «НАРК» Алла Факторович и руководитель Ассоциации развития экспортного потенциала образования, генеральный директор Группы компаний IPR MEDIA Наталья Иванова.

Заместитель генерального директора АНО «НАРК» Алла Факторович:

«Я с удовольствием откликаюсь, если меня приглашают на площадки, где можно обсуждать проблемы развития образования, взаимодействие сферы образования и сферы труда, совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров. Как правило это те площадки, на которых собираются заинтересованные стороны и может быть организован продуктивный диалог. Нетворкинг работодателей, представителей регуляторов, министерств, образовательных организаций. Это такое полуформализованное неформальное общение, в рамках которого рождаются необходимые нам сегодня решения. Совершенно очевидно, что вопросы, связанные с подготовкой кадров, развитием квалификаций, появлением новых профессий, образовательных программ, которые ведут к получению этих профессий, сегодня не могут решаться кулуарно или автономно в рамках какой-то одной системы: только работодателями или только министерствами, или только системой образования. Нужно постоянно взаимодействовать. Это уже не просто диалог, потому что мы должны переходить от слов к действиям, а именно партнерское взаимодействие. Такие мероприятия, конечно, имеют образовательный смысл прежде всего, но это еще и очень важная площадка для встречи всех заинтересованных сторон, всех стейкхолдеров, для выработки совместных решений и дальнейших шагов по совершенствованию системы подготовки кадров, а значит по решению вопросов обеспечения нашей страны квалифицированными специалистами. именно теми, которые нужны здесь и сейчас, нужны сегодня и будут нужны завтра».

Для получения второй и более квалификации по новым формам обучения нужны перечни учебников и литературы, которая позволит студентам или действующим специалистам самостоятельно подготовиться к сдаче экзамена. В рамках трека  «Тренды в библиотеке и библиотеки в тренде» эксперты Совета по профессиональным квалификациям Финансового рынка, компаний IPR MEDIA и ООО «Профобразование» познакомили участников интенсива с концепцией Центра по подготовке уникальных учебных изданий, которые будут ориентированы на выработку профессиональных и образовательных стандартов у обучающихся. 

ООО «Профобразование» является стратегическим партнером СПКФР по осуществлению процедуры независимой оценки квалификаций, включая проведение профессиональных экзаменов. В Экспертный состав центра входят представители АНО «Национальное агентство развития квалификаций», ФУМО ВО 38.00.00 «Экономика и управление», ФУМО СПО 38.00.00 «Экономика и управление», ФУМО СПО 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника».

Уже в ноябре 2023 года Центр экспертизы и грифования учебных изданий планирует запустить одноименный Грифу конкурс «Профессионал» для создания изданий по формированию компетенций «Специалист по внутреннему контролю», «Внутренний аудитор», «Специалист рынка ценных бумаг», «Специалист по платежным системам».

Обеспечение образовательного процесса необходимой учебной литературой невозможно без участия библиотеки образовательной организации. От того насколько она соответствует современным требованиям и включена в проекты развития вуза, зависит качество образования. В треке «Тренды в библиотеке и библиотеки в тренде» представители библиотек российских и зарубежных вузов поделились опытом по участию в проектах университета и привлечению студентов, кейсами проведения мероприятий и курсов на территории библиотечного комплекса. Обсудили с руководителями федеральных ведомств и ректорами университетов роль библиотечного комплекса в стратегическом развитии университета, повышение эффективности ключевых бизнес-процессов, финансовые модели, проблемы, с которыми сталкиваются библиотеки, а также новые проекты и векторы развития. 

В настоящее время библиотеки, помимо обеспечения студентов необходимой литературой, являются базой для проведения исследований и точкой притяжения креативных индустрий, помогают в подготовке кадров, реализации инновационных проектов и грантов. Однако есть проблемы с налаживанием коммуникации в линейке «библиотеки-университет-профильные ведомства». 

Модератором трека выступила главный редактор отраслевого журнала «Университетская книга», руководитель Комитета по электронным ресурсам и цифровой трансформации книжного рынка РКС Елена Бейлина, которая подчеркнула, что на уровне профильных ведомств нет ни одного комитета или департамента, которые могли бы курировать деятельность вузовских библиотек, а также то, что у библиотек есть сложности с вхождением в рабочие группы университета для участия в его стратегических проектах.

IPR EDU 2023 стал площадкой, на которой библиотечное сообщество впервые получило возможность повлиять на то, чтобы библиотеки были интегрированы во все образовательные процессы.

Важными показателями эффективной работы вуза является возможность онлайн-обучения и получения дополнительного профессионального образования. Участники трека IPR EDU 2023 «Онлайн образование и ДПО — показатели эффективности университета. Создание качественных онлайн-продуктов, продвижение и сотрудничество с Edtech, сетевые программы» рассмотрели тренды и новые возможности, которые появились у университетов в этом направлении.

Во время форсайт-сессии «Дополнительное профессиональное образование и микрообучение в университете мечты. От создания желаемого будущего до формирования дорожной карты и стратегических и экономических договоренностей участников» консультант первого проректора по учебной работе Санкт-Петербургского государственного университета по вопросам развития ДПО Елена Макарова рассказала о работе по продвижению ДПО, которая ведется в СПбГУ и в крупнейших университетах нашей страны, какие мероприятия необходимо провести в вузах.

Вопросы сферы образования, которые охватил IPR EDU 2023, коснулись и темы международного сотрудничества. В треке «Экспорт образования и развитие международного сотрудничества через качественные образовательные программы, ДПО, онлайн-курсы и подготовительные факультеты» участники обсудили организацию и эффективное функционирование подготовительных факультетов, их взаимодействие с международными службами, продвижение образовательных программ на рынке международных образовательных услуг, онлайн-курсы и ДПО.

Трек прошел под руководством директора по развитию компании IPR MEDIA Виты Кутуевой, которая во время мастер-класса «От цифрового подфака до зарубежных центров. Как использовать платформу «Русский как иностранный» для привлечения и обучения иностранных студентов» представила возможности платформы.

В 2023 году впервые на площадках IPR EDU объединились представители университетов и их подразделений, edtech, ИТ-компаний и индустриальных партнеров, чтобы выстроить многосторонний диалог. Компания IPR MEDIA выступила как интегратор этого взаимодействия и реализовала возможность экспертной дискуссии, которая позволяет университетам и индустриальным партнерам найти точки соприкосновения и наладить взаимовыгодное сотрудничество.

Практико-ориентированный образовательный интенсив IPR EDU 2023, ставший стратегической форсайт-конференцией, закончился, но работа по улучшению качества российского образования продолжится в течение всего года, до следующего IPR EDU 2024, в рабочих группах, промежуточных семинарах и мероприятиях.

01.07.2024
ЭИОС — важный критерий «Индекса качества общего образования Российской Федерации»
С 25 по 27 июня на семинаре «Управление деятельностью общеобразовательных организаций на основе методологии «Индекс качества общего образования Российской Федерации» во Владимирском технопарке «Кванториум» обсудили, как улучшить качество российского образования. Модератор семинара, директор ФГБУ «Росаккредагентство» Наталья Алтыникова, представила Индекс качества общего образования РФ как новый инструмент оценки качества образования, который позволяет осуществлять непрерывный системный анализ, получать информацию о состоянии системы образования и использовать ее для подготовки рекомендаций. Эксперт по ЭИОС, амбассадор ООО «Профобразование», основатель ГК IPR MEDIA, руководитель Ассоциации развития экспортного потенциала образования Наталья Иванова поделилась с участниками семинара опытом IPR MEDIA и своим видением развития ЭИОС образовательных организаций.